“Бросили…
Оставили… И больше не придут!” – так или примерно так можно перевести в слова
чувства многих двух-трехлетних детей, оказавшихся впервые в детском саду.
Человек в этом возрасте еще не может увидеть перед собой какую бы то ни было
перспективу: все происходит сейчас – и навсегда. Некоторые дети, правда, легко
переключаются, если их увлечь какой-то игрой или предложить незнакомую еще
интересную игрушку. А некоторые грустят и плачут весь день, ожидая ушедших. И
тогда возникает вопрос: почему ребенок не может поверить самым родным людям,
откуда возникает страх навсегда остаться одному, даже если тебе пообещали
вернуться? И Мудрый Родитель старается отыскать причину. Прежде всего -
проанализировать собственные чувства. Дети прекрасно знают, что чувствуют их
родители, даже когда взрослые сами не в силах оценить свои ощущения.
Беспокоитесь ли Вы, как Ваш ребенок проведет здесь время, не случится ли с ним
чего; радуетесь ли тому, что обретаете свободу на целый день – все это
переживают и дети. “Если мама беспокоится, значит, место опасное, там страшно.
Она ушла и защитить некому. Очень страшно!” “А не забудет ли мама обо мне за
такой длинный день – у нее столько дел”. Страх одиночества и беспомощности
очень силен – вспомним как мы, взрослые, теряемся иногда в незнакомой
обстановке и сколько энергии тратим лишь на то, чтобы не показать свою неуверенность.
Дети еще не умеют расставаться с радостным ожиданием встречи, задача взрослых –
научить их этому. Знает ли ребенок, идя в детский сад, куда его ведут и что он
там будет делать? Словами тут не очень-то объяснишь, лучше поиграть, “сводить в
садик” любимые игрушки, сыграть роль ребенка, поручив самому ребенку роль
родителя, который обязательно за вами придет. Тепло и нежно попрощаться при
расставании, убедив, что обязательно придете (уточните, когда, напомнив режим
дня детского сада). Главное, не обещать придти “очень скоро”, потому что это
будет неправдой, и садик превратится еще и в “место, где обманывают”. Некоторые
дети чувствуют себя увереннее, если им оставить, например, родительскую сумку,
как гарантию того, что родители придут за сумкой и за ними.
Еще один важный момент. Насколько режим дня Вашего ребенка приближен к режиму дня детского сада? Если ребенку каждые несколько дней приходится перестраиваться, это тяжелая и вовсе не нужная ему лишняя нагрузка. Есть дети, которые не хотят спать днем, но при этом им нужно иметь представление о “тихом часе” и лучше, если о правилах расскажут родители, а не незнакомые еще тети-воспитатели. (Кстати, разбираемая кровать и переодевание в пижаму – еще один источник страха для тревожного ребенка: “Если здесь есть кровати, значит, тут и на ночь могут оставить”).
Ранняя разлука мучительна для детей, но если ребенку помогают пережить ее, приучая к мысли о ней терпеливо, но твердо, для него это будет этап нового уровня развития и совершенствования.