Асимметрия полушарий головного мозга.
В середине XIX века французский врач Поль Брока обратил внимание на то, что параличи правой руки сопровождаются нарушением речи, а при параличе левых конечностей речь обычно не страдает. Изучая это явление, Брока сделал целых три открытия:
1. обнаружил в левом полушарии моторный центр речи, поражение которого затрудняет артикуляцию (моторную афазию)
2. показал, что в мозгу существует четкая локализация функций
3. обнаружил, что полушария мозга асимметричны в функциональном отношении
Вскоре другой ученый, Вернике, обнаружил в левом же полушарии сенсорный центр речи, поражение которого приводит к нарушению понимания речи (сенсорной афазии)
Американский ученый Сперри, изучая разделенные полушария (при рассечении связей через мозолистое тело) сформулировал концепцию частичного доминирования полушарий у человека, согласно которой левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое – на пространственно-синтетических.
Распределение речевых функций между полушариями у правшей и левшей.
У 95% праворуких людей, не имевших ранних повреждений мозга, речь и речевые функции контролируются преимущественно левым полушарием, у 5% - правым полушарием. У 15 % левшей речь контролируется правым полушарием, у 70% - левым полушарием, у 15% левшей отмечен двусторонний контроль речи.
Кроме общих межполушарных отличий, которые свойственны большинству людей, отмечаются и индивидуальные особенности. Так, у праворуких людей доминирующим может быть не только левое, но и правое полушарие.
Различные авторы на основании многочисленных исследований пришли к выводу, что у детей от 3 до 7 лет в ситуации произвольного и непроизвольного внимания активизируется преимущественно правое полушарие, и только с 10-летнего возраста – левое. Сдвиг в сторону преобладания левого полушария становится выраженным к конце пубертатного периода.
Восприятие выразительности звуков, интонации голоса, образная память, способность сохранять впечатления от увиденного, ассоциации и обобщение понятий, ориентация в пространстве.
Связано с чувственной сферой
Понимание речи (устной и письменной), оперирование цифрами и формулами в пределах формальной логики и усвоенных ранее правил.
Плохо распознает сложные образы, не поддающиеся разложению на составные элементы.
Связано, в основном, с двигательной сферой.
Роль отдельного полушария в определенной деятельности не абсолютна, каждое из них регулирует различные способы деятельности.
На первых этапах формирования функциональной асимметрии у детей (до 2-х лет нет различия в функциях обоих полушарий) психические механизмы речи и эмоций имеют свои особенности. Речь ребенка тесно связана с эмоциями, а специфика левого полушария состоит скорее в обработке речевых звуков, фонем, как осмысленных, так и бессмысленных
.
У ребенка в процессе развития может произойти смена доминирующего полушария.
О леворукости.
Предпочтение в пользовании той или иной рукой проявляется у детей одновременно с двуслоговым лепетом в возрасте 5-6 месяцев и приблизительно до 7-8 месячного возраста отмечается разная частота употребления одной из рук в положении лежа на спине, сидя на полу или за столом, стоя у барьера, ползая, а затем и при ходьбе. Только на 11 месяце родители могут установить явное предпочтение ребенком той или иной руки. По другим наблюдениям – с 16-20 недель и до2 лет происходят волнообразные изменения рукости, с 2 до 4-5 лет руки практически равноценны и одинаково активны.
В 4 года формируется явное предпочтение одной из рук, а к 5 годам устанавливается окончательное доминирование правой или левой руки.
Степень леворукости (праворукости) продолжает нарастать с возрастом ребенка по крайней мере до 9-10 лет, а, возможно, и в дальнейшем. В ходе этого процесса совершенствуется координация движений, требующих участия обеих рук.
Точки зрения на левшей:
1.Они тупы и плохо обучаемы. (А.А.Капустин, 1924 г.: «Среди левшей могут быть дети вполне нормальные во всех отношениях, т.е. обладать хорошим физическим развитием и высокой степенью одаренности, но чаще всего (примерно в3/4 случаев) левша все-таки есть дегенерат»).(к данному заблуждению, думаю, комментарии излишни)
2. Они гениальны и нестандартны
(в театральной и художественной среде большой процент неправоруких, но выбор профессии для леворукого человека может быть ограничен)
3. Левши – «правополушарны», правши – «левополушарны»
(левши не «зеркальны» правшам, поэтому говорить о «полушарности» неправомочно – связи между полушариями весьма сложны, и функционируют полушария, взаимовлияя и взаимно дополняя друг друга.)
4. Индивидуальное разнообразие в организации деятельности и высших психических функций у левшей и правшей перекрывает групповые различия.
Леворукость – индивидуальный вариант нормы.